browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Европейцы презентовали складной электромобиль

26.01.2012

В Брюсселе перед публикой предстал первый рабочий прототип необычного транспортного средства для больших городов. Аппарат способен занять на парковке втрое меньше места, чем обычная легковушка, а это означает площадь даже более скромную, чем нужна для стоянки известного «Смарта»

Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу сегодня дал официальный старт проекту Hiriko CityCar, призванному решить проблему загруженности улиц и загрязнённости воздуха в крупных городах не только Европы, но и всего мира, сообщает Леонид Попов.

Проект и консорциум Hiriko базируется на баскских землях, потому название его основано на словах из языка басков (Hiri – город, ko – сокращение от coche — автомобиль). Развивает проект группа из нескольких испанских компаний, прежде всего, Afypaida и Denokinn. Однако корнями замысел уходит в США.

Концепция двухместного складного электромобиля CityCar первоначально зародилась и развивалась в Массачусетском технологическом институте, в группе Smart Cities, возглавлявшейся Уильямом Митчеллом (William J. Mitchell). Уильям умер в 2010 году, но его соратники продолжили проект, скооперировавшись с европейскими инженерами.

(изображение: Hiriko)

С американской стороны ныне проект поддерживает Кент Ларсон (Kent Larson) и его исследовательская группа Changing Places.

Каждое колесо «ситикара» оборудовано собственным электромотором. Кроме того, все колёса – управляемые, причём могут поворачиваться более чем на 80 градусов. Благодаря этому аппарат Hiriko способен разворачиваться на месте.

Запас хода на одной зарядке объявлен в 100-120 километров. Про максимальную скорость машины пока ничего достоверно не известно, но она, видимо, будет небольшой (порядка 100 км/ч), чтобы хватало для обычного городского движения.

Помимо тягового мотора в ступицу колеса «ситикара» интегрированы элементы подвески и тормозная система. И всё управление (разгон, торможение, повороты) осуществляется только по проводам. Такую конструкцию американские специалисты назвали «колёсами-роботами» (Wheel Robots).

Именно их применение освободило автомобиль от целого ряда механических и гидравлических связей, а потому облегчило реализацию главной изюминки всего проекта, задуманной ещё Митчеллом, – складывание электромобиля.

Рациональная компоновка и подвижная задняя часть позволили «ситикару» переплюнуть в компактности микрокар Smart. Правда, в последнем пространство для поклажи, пожалуй, будет всё-таки побольше (изображение: Hiriko, William Lark, Jr./ Smart Cities, MIT)

На стоянке этот аппарат поджимает под себя заднюю ось и сокращается в длину. Таким образом три Hiriko способны припарковаться на площадке, которую занимает одна обычная легковушка.

По информации MIT Media Lab, CityCar может стать основой для новой стратегии городского транспорта – «мобильность по запросу» (Mobility-on-Demand). Россыпи Hiriko могут дежурить у многочисленных зарядных станций.

Пользователь такой сети разблокировал бы дверцу машины с помощью электронной карточки и отправлялся бы в автомобиле по делам, а после – оставлял бы аппарат на любой другой зарядной станции системы.

В каком виде, в конце концов, будет организован прокат складных машин, говорить ещё рано. Тем не менее консорциум заключил соглашения о демонстрационных тестах флота Hiriko в Берлине, Барселоне, Сан-Франциско, Бостоне и на Галапагосских островах. Ведутся переговоры с Брюсселем.

Первые предсерийные образцы малышей от Hiriko должны появиться нынешним летом (их создадут испанцы в кооперации со шведами), тогда же запланирована официальная омологация модели (должно быть построено 20 экземпляров «ситикара»).

На рынок диковинная повозка должна попасть в 2013 году. Она будет выпускаться на заводе в испанском городе Витория. Предполагаемая цена складного электромобиля составляет 12 500 евро ($16 300).

MEMBRANA